Главная  /  Переменка  / Занимательные задания / Игры со словами

Игры со словами

Версия для печати

 

Размер шрифта: Мелкий Средний Большой


     Игры и развлечения со словами по своей популярности занимают одно из лидирующих мест среди других видов досуга.
     Кто из вас не увлекался в часы отдыха или хотя бы просто в транспорте во время дальних поездок разгадыванием кроссвордов, чайнвордов, шарад, ребусов, криптограмм и других головоломок со словами?
     Игры со словами расширяют эрудицию, развивают культуру речи и кругозор, учат работать со словарями. Немалое значение словесные игры имеют и для развития мышления и речи, поэтому они часто используются воспитателями детей.
     Игры со словами дают возможность потренировать память и проявить свою эрудицию. От играющих, помимо эрудиции и большого словарного запаса, требуются немалые комбинаторные способности, ведь здесь приходится производить большой перебор букв и слов.
     Может быть, поэтому в соревновании между "гуманитариями" и "технарями" последние побеждают чаще... 

 

Наборщик

Одна из самых распространенных игр в слова.
     Берется некоторое слово и из его букв составляются, или, иначе, набираются более короткие слова. Выигрывает тот, у кого окажется больше слов. Разрешается набирать только существительные, нарицательные, в именительном падеже и в единственном числе. Чтобы избежать лишних споров, можно договориться о том, в каких словарях или энциклопедиях должны содержаться слова. Если никаких словарей под рукой нет, то решение о допустимости слова в случае разногласий определяется мнением большинства.
     Если в "наборщика" играют четверо, то слово, которое составлено лишь одним участником, оценивается в 3 очка, составленное двумя - в 2 очка, тремя - в 1 очко, а если оно записано всеми, то просто вычеркивается (0 очков).
     Предлагаем Вам заочно посоревноваться, кто составит больше слов из слова ЛЕКАРСТВО.
     Рекорд по набору из этого слова составляет 180 слов!

Анаграммы 

     Мастера словесных игр знают много важных, секретов, и один из основных - это анаграммы. Если из всех букв данного слова можно составить другое, то каждое из них называется анаграммой. Два или большее число слов, составленных из одних и тех же букв, образуют блок анаграмм.
     Например:
КОЛБА - БОКАЛ
ПРИКАЗ - КАПРИЗ

     Продолжите блок из трех пятибуквенных анаграмм:
КАРТА - ..... - .....
     Блок из четырех пятибуквенных анаграмм:
КЛОУН - ..... - ..... - .....
     Блок из двух шестибуквенных анаграмм:
КОРШУН - ......

     Разумеется, опытные "наборщики", обнаружив одно слово из блока анаграмм, не задумываясь, выписывают и все остальные, чем немало удивляют неискушенных партнеров.
     Например, в нашем слове ЛЕКАРСТВО есть блок из шести пятибуквенных слов:
АВТОР - ..... - ..... - ..... - ..... - .....
     В нём содержится также два блока красивых шестибуквенных анаграмм:
ВЕКТОР - ......
КОРСЕТ - ......
     Кроме того, ЛЕКАРСТВО дает блок из четырех четырехбуквенных анаграмм:
СОРТ - .... - .... - ....
     Удастся ли Вам их обнаружить?

     Имеется немало вопросов, на которые пока что не найдено ответов. Неизвестно, например, сколько всего существует в русском языке анаграмм, сколько блоков, содержащих то или иное количество слов. В 4-томном "Толковом словаре русского языка" Д. Ушакова компьютер обнаружил около 1000 анаграмм и попутно установил ряд любопытных рекордов.
     Попробуйте их повторить!

     Придумайте анаграммы к словам:
МАТЕРИК
МОШКАРА
АПЕЛЬСИН
НОРМАТИВ
ВЕРТИКАЛЬ
ГЕОМЕТРИЯ
МОНОГРАММА
ГРАФОЛОГИЯ
РАТИФИКАЦИЯ
СТАРОРЕЖИМНОСТЬ

Каркас

Известна старинная головоломка, в которой надо найти набор слов, использующий все 33 буквы алфавита, причем ровно по одному разу каждую.
     Вот подходящий набор из девяти слов: БЫК, ВЯЗ, ГНОИ, ДИЧЬ, ПЛЮЩ, СЪЕМ, ЦЕХ, ШУРФ, ЭТАЖ.
     Кажется, существует набор всего из семи слов, обладающий тем же свойством, но автору книги он неизвестен. Задаче можно придать более занимательную форму, если потребовать, чтобы искомый набор слов образовывал осмысленную фразу.
     Из какого наибольшего числа различных букв может состоять слово? Машина написала два слова из 14 букв:
ЗВУКОСНИМАТЕЛЬ и РАЗГИЛЬДЯЙСТВО.
     Два самых длинных слова, в которых гласные чередуются с согласными, по мнению компьютера, также содержат по 14 букв:
ВЕЛИКОМУЧЕНИЦА и СОЛОМОВОЛОКУША.

     Интересную игру на составление слов под названием "каркас" придумал доктор физико-математических наук Л. Димин. Играющие фиксируют некоторое множество согласных, а гласные подбирают произвольно, в любом количестве. Составленные слова должны содержать все согласные - они как бы натягиваются на каркас из данных букв.
     Пусть, например, заданы буквы К, Н, Т. Тогда нас устраивают следующие слова: ТАНК, КАНТ, КНУТ, КАНАТ, ТКАНЬ, и т. д. Выигрывает тот, кто "натянет" на каркас больше слов.
     Присылайте свои варианты!

     В основе игры, по мнению ее изобретателя, лежит свойство согласных как бы образовывать скелет слова. Если вычеркнуть из текста все гласные, то очень часто его смысл может быть восстановлен. Например, афоризм "Волга впадает в Каспийское море" можно легко прочесть и в сокращенном виде: "Влг впдт в Кспск мр".

     В русском языке нет существительных, состоящих из одних гласных. Однако уже с одной согласной можно спокойно играть в "каркас". Например, на букву Л натягиваются слова АУЛ, ЕЛЕЙ, ЕЛЬ, ИЛ, ЛАЙ, УЛЕЙ, ЭЛЬ. Можно сыграть в "каркас" с каждой из 20 согласных русского алфавита, фиксируя две буквы.
     Предлагаем Вам для самопроверки буквы С и М.

Перевертыши 

     Слова, которые читаются одинаково слева направо и справа налево, называются палиндромами:
ДОВОД, ПОТОП, НАГАН, ДОХОД, ЗАКАЗ, ШАЛАШ, КАЗАК, ТОПОТ.

     Многие любители словесных развлечений увлекаются придумыванием целых предложений, а то и маленьких рассказов, которые одинаково читаются в обе стороны. Вот несколько забавных фраз - палиндромов:
"Аргентина манит негра",
"Торт с кофе не фокстрот",
"И любит Сева вестибюли",
"Удавы рвали лавры в аду"
     И, наконец, знаменитая цитата "А роза упала на лапу Азора", придуманная великим русским поэтом А. Фетом.
     Другой известный русский поэт В. Хлебников, по образованию математик, даже написал стихотворение, которое так и называется "Перевертень". Все строчки в нем можно прочитать и в обратном порядке (мягкий знак не в счет).

Перевертень

Кони, топот, инок,
Но не речь, а черен он.
Идем молод, долом меди
Чин зван мечем навзничь.
Голод чем меч долог?
Пал, а норов худ и дух ворона лап
А что? я лов? Воля отча!
Яд, яд, дядя!
Иди, иди!
Мороз в узел, лезу взором.
Солов зов, воз волос.
Колесо. Жалко поклаж. Оселок.
Сани плот и воз, зов и толп и нас.
Горд дох, ход дрог.
И лежу. Ужели?
Зол гол лог лоз.
И к вам и трем с смерти мавки.
 

Синонимы, антонимы, омонимы

     Какие еще развлечения со словами пользуются популярностью? О кроссвордах говорить не приходится.
     Его младший брат чайнворд, в котором слова, в отличие от кроссворда, не пересекаются, а следуют одно за другим - последняя буква предыдущего слова служит первой в последующем.
     В ребусах нужно отгадать слова или фразы, которые изображаются комбинацией условных знаков, фигур, цифр, нот.
     В шарадах слова делятся на части, имеющие самостоятельное значение (виноград = вино - град).
     Арифмограф и криптограмма - это задачи на отгадывание соответственно слов и текстов, в которых буквы зашифрованы цифрами.

     Словарный запас и быстроту реакции развивают игры, в которых надо придумывать рифмы, синонимы (слова с тем же значением, что и данное) или антонимы (слова с противоположным значением). Например, ведущий называет какие-нибудь слова (скажем, "темнота", "зной", "горе"), а играющие должны к каждому из них подобрать синоним и антоним:
ТЕМНОТА - МРАК, СВЕТ;
ЗНОЙ - ЖАРА, ХОЛОД;
ГОРЕ - СКОРБЬ, РАДОСТЬ.
Кто быстрее справится с задачей, тот и выигрывает.
     Можно искать не только синонимы и антонимы, но и омонимы (слова, которые одинаково пишутся, но имеют разное значение).
     Хорошо известен омоним КОСА (волосы; орудие для косьбы; отмель).
Существуют омонимы с четырьмя значениями (например, слова БОКС, ЛАВА, НАТАСКИВАНИЕ).
     Известны ли Вам существительные с большим числом значений?

Цепочки слов

     Большая изобретательность требуется в игре "цепочки слов", в которой используются метаграммы, то есть пары слов, получающиеся друг из друга заменой одной буквы.
     Задача состоит в том, чтобы для данной пары слов придумать цепочку метаграмм, превращающую одно из этих слов в другое. Каждое последующее слово получается из предыдущего заменой ровно одной буквы. Победителем становится тот, чья цепочка короче. Изобрел эту игру Льюис Кэролл, автор книги "Алиса в стране чудес".
     Так, КОЗА превращается в ВОЛКА, ЛИСУ, БАРСА и других животных.

     Ждём Ваши варианты подобных превращений.

     Для тренировки попробуйте найти следующие метаграммы:
Девять метаграмм слова ДОМ. Каких?
Еще больше метаграмм, целых 11, дает КОЧКА. Каковы они?

     При построении цепочек метаграмм интересны пары слов, представляющие собой антонимы или смешные противопоставления. Самые знаменитые цепочки те, в которых из МУХИ делают СЛОНА. МУХА превращается в СЛОНА за 16 ходов.
За 17 ходов НОЧЬ меняется на ДЕНЬ.
За 11 ходов РЕКА превращается в МОРЕ.
За 13 из ТЕСТА можно приготовить БУЛКУ.
Путешествие во времени займёт 19 ходов: МИГ превратится в ЧАС, затем в ГОД, потом возникает ВЕК и в конце концов получится ЭРА.
    
     Может быть, кто-нибудь из читателей сделает цепочки короче!? Дерзайте и ставьте рекорды!

     Для двух произвольных слов, состоящих из одинакового числа букв, нелегко определить, связываются они цепочкой метаграмм или нет. Устраивать соревнования, у кого короче цепочка метаграмм, не столь уж интересно, если заранее не знать, существует ли хоть одна из них. Кстати говоря, в русском языке даже многие короткие слова не имеют метаграмм. В этом случае о цепочках и говорить не приходится.

Ассоциации

     Игра "ассоциации" очень похожа на "цепочки слов". Отличие состоит в том, что в ней требуется найти кратчайшую цепочку ассоциативных переходов между двумя данными словами.
     Два слова считают ассоциативно связанными, если между ними есть что-то общее - смысловая, логическая или какая-то иная связь.
     Два весьма отдаленных понятия иногда удается связать между собой всего за несколько ходов. Например, слова НЕБО и ЧАЙ - всего за четыре хода:
НЕБО - ЗЕМЛЯ - ВОДА - ПИТЬЕ - ЧАЙ.
     В данном ряду слов ассоциативность соседей не вызывает сомнения. Однако ассоциация, конечно, не такое точное понятие, как метаграмма, и поэтому в игре не исключены споры, которые приходится решать голосованием.
     Любопытно, что ассоциативные переходы слов исследуются психологами, они имеют прямое отношение к изучению мышления человека. Многочисленные опыты, проведенные учеными, позволили выдвинуть неожиданную гипотезу. Она заключается в том, что для любых двух слов (понятий) существует ассоциативная цепочка, состоящая не более чем из семи слов. Иначе говоря, два произвольных понятия, даже весьма отдаленных друг от друга, имеют связь - смысловое расстояние между ними составляет не более шести.

Хотите проверить?

Попробуйте связать цепочками слова:
МОЛОКО и ЧЁРНЫЙ
СМЕХ и САЛАТ
ДИРЕКТОР и МЫШЬ 

Балда

     Это самая простая и в то же время самая популярная словесная игра, в которой можно обойтись даже без карандаша и бумаги. Действительно, в нее, как говорят шахматисты, легко играть вслепую. Первый игрок называет произвольную букву, второй добавляет к ней букву слева или справа, имея в виду некоторое слово.
     Следующий игрок (или снова первый, если играют двое) также приписывает букву с одной из сторон, имея в виду свое слово. Тот, кто на своем очередном ходу вынужден закончить слово и другого продолжения игры не видит, проигрывает кон и получает в наказание "б". При вторичном поражении он становится "ба"; затем "бал". В конце концов, кто-то первым объявляется "балдой". Автор этой замечательной игры пожелал остаться неизвестным и не сообщил, почему проигравший должен стать именно балдой, а, скажем, не тупицей.
     Хотя игра эта словесная, присутствие в ней комбинаторных и логических элементов не вызывает сомнения. Известный советский математик, профессор Г.Шилов и математик В.Берман увлеклись "балдой" и написали о ней целое исследование.
     Мастера "балды" умеют выкручиваться из самых трудных ситуаций. Вместо того чтобы закончить слово, намеченное партнером, они находят неожиданный ход, к слову добавляется приставка или суффикс, и оно меняет свое "направление".
     Большую роль играет также знание выигрывающих бук-восочетаний. Пусть, например, вы начали игру буквой Б, а ваш партнер мгновенно ответил БШ. Вы мучительно ищете слово, в котором рядом стоят буквы Б и Ш, а он такое слово, да еще заканчивающееся на вас, знает заранее - ОБШИБКА. И поэтому ваше дело - крышка!
     Шилов и Берман ввели термин "разрешимое двухбуквенное сочетание"- пара букв, которую можно дополнить до допустимого слова. В качестве примера приводится партия в "балду", состоящая всего из двух ходов.
1-й игрок: Г;
2-й игрок: ГЗ (имея в виду ЗИГЗАГ);
1-й игрок сдался, так как не нашел продолжения.
     Этот пример показывает, как важно владеть набором разрешимых сочетаний. Из 33 букв алфавита составляется 332 = 1089 пар, но многие из них неразрешимы по правилам грамматики (жи, ши пиши через и) и т.д. Авторы введенного термина обнаружили 801 "разрешение", а также составили список двухбуквенных сочетаний, для которых пока не найдены допустимые слова.
     Разумеется, задача об единственности "разрешения" еще сложнее, чем задача о его существовании. Кстати говоря, она может ставиться не только для двухбуквенных сочетаний, но и для трех-, четырехбуквенных и т.д.

Антибалда

     Буквы в "балде" принято приписывать с краю, хотя ничто не мешает вставлять их и внутрь данного "полуфабриката". Кстати, именно так и играют в "антибалду". В этой игре все наоборот - каждый из двух участников стремится закончить слово, причем сделать это как можно большее число раз. За всякое законченное слово засчитывается столько очков, сколько в нем букв. Если вы наметили слово, которое должно получиться при вашем ходе, а противник не видит хода, то вы сообщаете ему слово и все равно получаете столько очков, сколько в нем букв. Если какое-то слово написано и оба противника не могут его продолжить, игра прерывается и идет подсчет очков.
     Другой известный вариант связан с приписыванием букв не только слева и справа, но и сверху, снизу, по диагонали. Если обычная "балда", так сказать, линейна - слова в ней наращиваются только в прямом направлении, то теперь получается плоская "балда". Одну из разновидностей такой игры Э. Иодковский назвал "королевской балдой". Хотя, если говорить совсем точно, игру следовало назвать "королевской антибалдой", поскольку в ней, как и в "антибалде", играющие на каждом ходу заканчивают какие-нибудь слова.
     Перед началом игры рисуется квадрат 5 х 5 и на полях (клетках) средней горизонтали полученной доски пишется произвольное пятибуквенное слово. Новые слова получаются при вписывании букв в свободные клетки доски, причем на каждом ходу вписывается одна буква. Слова образуются из некоторых "старых" букв (ранее записанных) и этой "новой". Использовать все "старые" буквы не обязательно, но каждая пара соседних букв составленного слова должна быть вписана в соседние клетки доски - по вертикали, горизонтали или диагонали.
     Делая ходы, игроки зарабатывают столько очков, сколько букв в образованном ими слове. Ходы делаются по очереди, и побеждает тот, кто в сумме наберет больше очков. Очевидно, при игре на доске 5 х 5 сражение длится ровно двадцать ходов (столько пустых полей на доске в начале игры). Если участников много, можно увеличить размеры доски - 6 х 6 или 7 х 7.
     Цепочка букв, образующая слово, должна быть неразрывной и непересекающейся, то есть по одной и той же клетке нельзя проходить дважды. Обычно запрещают также повторять слова, уже записанные на доске.
     У "королевской балды", по сравнению с обычной, есть одно важное преимущество - в нее можно играть и одному, стремясь, приписывая букву за буквой, набрать как можно больше очков. В примере Иодковского есть слова по девять, десять и даже по одиннадцать букв, а общее количество очков равно 157. Побить этот рекорд не так легко.

Словесное лото

     Как и в "королевской балде", на листе бумаги рисуется квадрат, например, размером 6 х 6. В процессе игры его клетки заполняются буквами так, чтобы при чтении по вертикали (сверху вниз) и горизонтали (слева направо) можно было прочитать как можно больше слов. При своем ходе игрок произносит произвольную букву, которую все участники записывают в пустые клетки квадрата.
     Игра продолжается до заполнения всего квадрата, после чего подсчитываются очки. Чтобы поощрить более длинные слова, можно ввести такую шкалу: за слово из шести букв начислять 20 очков, из пяти- 10, из четырех-5, из трех-2 очка. Двухбуквенные слова и слова, являющиеся частями более длинных слов, не учитываются.
     Эта игра напоминает лото, но в отличие от него требует немалой изобретательности и комбинаторных способностей - нужно стараться так располагать буквы, чтобы они входили во многие слова. 

Эрудит

     Последние две игры, рассмотренные нами, - "королевская балда" и "словесное лото" - могут понравиться любителям кроссвордов, ведь в них тоже придумываются слова и понятия.
     Несомненно, самой интересной игрой в слова, сочетающей в себе и логические, и комбинаторные элементы и элементы кроссворда, является игра "эрудит", заимствованная у американцев. "Эрудит" имеет много общего не только с разгадыванием кроссвордов, но и с домино.
     Игра ведется на доске 15х15. "Базар" содержит 131 фишку, на которых изображены буквы и оценивающие их числа. Как и в домино, в игре участвуют два человека или больше. Каждый игрок берет по семь фишек и держит их в тайне от партнеров. За один ход можно составить несколько слов из фишек, имеющихся на руках и расположенных на доске. Новые слова нельзя образовывать без их завязки со старыми, то есть они должны включать в себя уже составленное слово или несколько букв соседних слов. Таким образом, все слова "пересекают" друг друга, как в кроссворде. После сделанного хода игрок, как в домино, дополняет из "базара" свой запас фишек до семи. За каждое слово начисляется столько очков, сколько записано на буквах", входящих в его состав. На доске имеется также ряд специальных полей, которые меняют оценку. Количество очков буквы, расположенной на зеленом поле, удваивается, а на жёлтом - утраивается. Если одна из букв слова попала на синее поле, то сумма очков всего слова удваивается, а если на красное поле, то утраивается. Игра продолжается либо до определенного числа очков, например 200, либо до полного опустошения "базара".
     Эта игра уже много лет продается в магазинах игрушек.
     Любопытно, что при разработке "эрудита" не обошлось без математического вмешательства! При решении вопросов о том, сколько фишек с той или иной буквой должно быть на "базаре" и какую цену назначить буквам, необходимо было провести частотный анализ русского языка. Материалом для такого исследования служат различные тексты, на основании которых судят о частоте повторяемости отдельных букв. Существует много работ на эту тему, даже созданы специальные частотные словари русского языка. Помимо частоты букв надо учитывать их положение в слове - одни буквы чаще встречаются в начале слов, другие в конце. Кроме того, в "эрудите", как и в других словесных играх, допускаются только существительные в единственном числе и именительном падеже.
     Распределение букв в них отличается от распределения букв в других частях речи, которые нельзя использовать в игре. Все эти нюансы, а также некоторые другие, были учтены при создании игры "эрудит". 

Версия для печати

 
Курсы

Занковские чтения

Конкурсы

Марафон

Журнал "Практика образования"

Купить литературу

Обмен опытом

Мультимедиа

Внимание!

Обо всех замеченных ошибках просьба сообщать администратору сайта, на почту

Для корректного отображения сайта просьба использовать браузеры Mozilla Firefox 3 и выше, Opera 9 и выше, Chrome, Internet Explorer 7 и выше.

Сохраним для школы учебники системы Л.В. Занкова!
20 лет Федеральному научно-методическому центру им. Л.В. Занкова
Написать письмо На главную Карта сайта Помощь

АВТОРИЗАЦИЯ

e-mail

пароль



Забыли пароль?