Главная  / Обмен опытом / Конспект урока окружающего мира 3 класс

Конспект урока окружающего мира 3 класс



Автор: Руссова Елена НиколаевнаВерсия для печати

 

Размер шрифта: Мелкий Средний Большой


ТЕМА: Лесная зона. Сезонные изменения в лесу. Зима.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:
• формировать мотив к познанию широкой картины мира;
• дать представление об изменениях в природе леса с наступлением зимы;
• развивать мышление, учить анализировать и сравнивать;
• воспитывать любовь, бережное отношение к природе;
• создать условия для сохранения психического и физического здоровья детей.
ОБОРУДОВАНИЕ: рисунки с изображением животных и растений степной и лесной зон; изображение следов животных, проектор, мультимедийная презентация.

1. Актуализация опорных знаний
Учитель: Сегодня мы продолжим путешествие по зоне лесов. В нашем «Дневнике исследователя» уже есть несколько записей, страничек наблюдений.

СЛАЙДЫ «ДНЕВНИК ИССЛЕДОВАТЕЛЯ».
- Но не все тайны  леса и его обитателей нам открылись. Как вы думаете, какими качествами должен обладать исследователь, чтобы добиться хороших результатов?
Ответы детей.
СЛАЙД «ЛЕС ОСЕНЬЮ».
- На прошлом уроке мы говорили об изменениях, которые происходят в жизни леса осенью. Проведем блиц-опрос.
- Что происходит с растениями леса осенью?
- Почему лиственные деревья сбрасывают свои листья?
- Бывает ли листопад у хвойных деревьев?
- Как меняется жизнь животных с приходом осени? Какие изменения происходят в их поведении, внешнем виде? Как вы думаете, с чем это связано?
Дети: Животные готовятся к приходу зимы.
- О чем бы вы хотели поговорить сегодня на уроке? Что  хотели узнать?
Ответы детей.

2. Работа над темой урока
СЛАЙД «ЛЕС ЗИМОЙ»
- Чтобы лучше почувствовать атмосферу зимнего леса, послушайте зимнюю зарисовку, сделанную Виталием Бианки (читают учащиеся):
«Холодно становится, холодно! Прошло красное лето…Стынет кровь, вялыми становятся движения. Забрались в щёлочки, скважины коры, в трещины стен и заборов бабочки, мухи, комары, жуки. Муравьи закупорили все ворота, все входы-выходы своего высокого стовратного города. Забрались в самую глубину его, жмутся там в кучи, потесней, - застывают так.
Голодно становится, голодно! … Скрылись бабочки, мухи, комары, - и нечего стало есть летучим мышам. Они прячутся в дупла, в пещеры, под крышу на чердаках. Повисают там вниз головой, прицепившись за что-нибудь коготками задних лапок. Запахиваются, как плащом, своими крыльями – засыпают. Скрылись лягушки, жабы, ящерицы, змеи».

Учитель: Прочитаешь такие строки и хочется с головой спрятаться под одеяло. А куда все-таки скрылись лягушки, жабы, ящерицы, змеи?
Дети: Эти животные проводят зиму в спячке.
- Почему эти животные не могут вести зимой активный образ жизни?
Дети: Температура их тела зависит от температуры окружающей среды. Для них нет корма. Это холоднокровные животные.
СЛАЙД «ЖИВОТНЫЕ ЗИМОЙ»
- Рассмотрите рисунок в учебнике на с. 83. На какие группы их можно разделить?
Дети: Животные, которые впадают в спячку и животные, которые ведут активный образ жизни.
- Перечислите животных каждой группы.
Дети: Первая группа – медведь, барсук, ёж. Вторая группа – заяц, лиса, лось, кабан.
СЛАЙД «ЖИВОТНЫЕ, ВПАДАЮЩИЕ В СПЯЧКУ»
- Почему животных первой группы заботливая Природа укладывает зимой спать? Обоснуйте свой ответ, опираясь на свои исследования, которые вы провели, когда изучали животных лесной зоны.
Дети: Ёж питается насекомыми, ящерицами, змеями, а их зимой в лесу нет. Для барсука и медведя также нет пищи в зимнем лесу, поэтому с осени они отъедаются, а всю зиму спят.
- Говорят, что зимой медведь в берлоге лапу сосёт. Так ли это? Давайте послушаем тех, кто готовил сообщение о медведе.
На самом деле со ступней медведя сходит старая грубая кожа, а молодая нежная нуждается в согревании. Поэтому медведь и облизывает подошвы горячим языком, причмокивая в это время губами. Вот и кажется, что он сосет лапу.
- Сейчас по телевидению все чаще можно услышать сообщения о том, что медведи слишком близко подходят к жилью человека, а иногда нападают на домашних животных – лошадей и коров. Почему, ведь уже середина декабря, медведи должны спать?
Дети: Зима в этом году выдалась теплая. Медведи не могут залечь в берлогу.
СЛАЙД «МЕДВЕДЬ-ШАТУН»
- Как называют медведя, который не спит зимой, а бродит по лесу?
Дети: Такого медведя называют медведь-шатун.
СЛАЙД «ЗИМНИЙ ЛЕС»
Учитель: В любом путешествии нужно соблюдать правила, которые помогают обеспечить безопасность жизнедеятельности. В зимнем лесу есть опасность получить обморожение.
СЛАЙДЫ «КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПРИ ОБМОРОЖЕНИИ»
• Если вы увидели, что у вашего товарища резко побелела кожа щёк, ушей, носа, если у вас самих побелели пальцы рук, а ноги перестали чувствовать боль, нужно срочно принимать меры.
• Сухой варежкой или рукой круговыми движениями разотрите обмороженные места, пока они не порозовеют. Снегом не трите – можно поцарапать кожу.
• Если мёрзнут ноги – попрыгайте, побегайте, пока они не отогреются.
• Если обмороженное место нельзя отогреть на улице, бегите домой. Дома отогрейте его тёплой, но не горячей водой, осторожно оботрите мягким полотенцем.
• Обязательно выпейте горячего чая.
Учитель: Согрелись? Продолжаем наше исследование.
СЛАЙД «ЖИВОТНЫЕ, ВЕДУЩИЕ ЗИМОЙ АКТИВНЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ»
- Что общего между животными второй группы?
Дети: Они зимой ведут активный образ жизни.
- Почему эти животные активны зимой?
Дети: Для них и зимой в лесу есть пища.
- Расскажите, чем питаются эти животные?
- В какие зимы дикие травоядные животные : лоси, олени, кабаны – нуждаются в помощи человека?
Дети: Когда выпадает много снега, животным трудно добывать сухую траву из-под снега.
- Как люди могут помочь этим животным?
(Лесники оставляют сено на специальных подкормочных площадках)
СЛАЙД «ОЛЕНЬ»
- Как может нарушить природное равновесие гибель оленей?
СЛАЙД «ЦЕПИ ПИТАНИЯ»
СЛЙД «БЕЛКА»
- А к какой группе животных можно отнести белку?
Дети: Белка зимой ведет активный образ жизни, но делает запасы.
- Да, и зимой жизнь в лесу не замирает. Но увидеть ее может только очень наблюдательный человек. Лесники и опытные охотники могут многое узнать о животном, читая его следы, оставленные на снегу. Об этом Г. Скребицкий пишет так(чтение детьми текста учебника с. 85, 5 абзац)

Под деревьями Зима расписала весь снег узорами разных следов и следочков….
СЛАЙД «ПОХОД СЛЕДОПЫТОВ»

- Посмотрите на изображения некоторых следов и попробуйте догадаться, кому какой принадлежит.

СЛАЙДЫ с изображением следов зайца, лисы, медведя, лесных птиц.

- Как вы думаете, почему на отпечатке заячьих следов задние лапы оказались впереди?
Дети: В прыжке заяц задние лапы выбрасывает вперед, а передние остаются сзади.

3. ИТОГ УРОКА

- Наше путешествие по зимнему лесу подошло к концу. Что можно вписать в наш «Дневник исследователя»?
-Что интересного вы узнали сегодня на уроке? Какое открытие сделали?
- О чем вам хотелось бы поговорить на следующем уроке?

Автор: Руссова Елена Николаевна

 

Редакция сайта не несет ответственности за содержание статьи в данном разделе.

 

 

Версия для печати

 

Добавить статью

Назад к списку статей

  • Комментарии
  • Всего комментариев — 1
    Средняя оценка — 2.5
Елена Николаевна. Спасибо. Хороший урок.Презентация не прилагается?



  • Актуальное
Педагогическая общественность Смоленщины обеспокоена ситуацией, сложившейся вокруг учебников системы Л.В. Занкова (издательский дом «Федоров»), которые не включены в проект Федерального перечня учебников от 28 февраля 2014 года
2014-04-21  
Подробнее
Уважаемые коллеги, еще раз обращаем ваше внимание на официальную и законную возможность использовать приобретенные ранее учебники по системе Л.В. Занкова
2014-04-04  
Подробнее
В сложившейся на данный момент ситуации у педагогов и школ в регионах РФ возникают вопросы о возможности использования учебников по развивающей системе Л.В. Занкова, в том числе и ранее закупленных. Считаем необходимым проинформировать всех заинтересованных лиц о возможности использования данных учебников в образовательном процессе
2014-04-03  
Подробнее
Курсы

Занковские чтения

Конкурсы

Марафон

Журнал "Практика образования"

Купить литературу

Обмен опытом

Мультимедиа

Внимание!

Обо всех замеченных ошибках просьба сообщать администратору сайта, на почту

Для корректного отображения сайта просьба использовать браузеры Mozilla Firefox 3 и выше, Opera 9 и выше, Chrome, Internet Explorer 7 и выше.

Сохраним для школы учебники системы Л.В. Занкова!
20 лет Федеральному научно-методическому центру им. Л.В. Занкова
Написать письмо На главную Карта сайта Помощь

АВТОРИЗАЦИЯ

e-mail

пароль



Забыли пароль?