Главная  / Обмен опытом / Конспект урока окружающего мира 3 класс

Конспект урока окружающего мира 3 класс



Автор: Руссова Елена НиколаевнаВерсия для печати

 

Размер шрифта: Мелкий Средний Большой


ТЕМА: Лесная зона. Сезонные изменения в лесу. Зима.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:
• формировать мотив к познанию широкой картины мира;
• дать представление об изменениях в природе леса с наступлением зимы;
• развивать мышление, учить анализировать и сравнивать;
• воспитывать любовь, бережное отношение к природе;
• создать условия для сохранения психического и физического здоровья детей.
ОБОРУДОВАНИЕ: рисунки с изображением животных и растений степной и лесной зон; изображение следов животных, проектор, мультимедийная презентация.

1. Актуализация опорных знаний
Учитель: Сегодня мы продолжим путешествие по зоне лесов. В нашем «Дневнике исследователя» уже есть несколько записей, страничек наблюдений.

СЛАЙДЫ «ДНЕВНИК ИССЛЕДОВАТЕЛЯ».
- Но не все тайны  леса и его обитателей нам открылись. Как вы думаете, какими качествами должен обладать исследователь, чтобы добиться хороших результатов?
Ответы детей.
СЛАЙД «ЛЕС ОСЕНЬЮ».
- На прошлом уроке мы говорили об изменениях, которые происходят в жизни леса осенью. Проведем блиц-опрос.
- Что происходит с растениями леса осенью?
- Почему лиственные деревья сбрасывают свои листья?
- Бывает ли листопад у хвойных деревьев?
- Как меняется жизнь животных с приходом осени? Какие изменения происходят в их поведении, внешнем виде? Как вы думаете, с чем это связано?
Дети: Животные готовятся к приходу зимы.
- О чем бы вы хотели поговорить сегодня на уроке? Что  хотели узнать?
Ответы детей.

2. Работа над темой урока
СЛАЙД «ЛЕС ЗИМОЙ»
- Чтобы лучше почувствовать атмосферу зимнего леса, послушайте зимнюю зарисовку, сделанную Виталием Бианки (читают учащиеся):
«Холодно становится, холодно! Прошло красное лето…Стынет кровь, вялыми становятся движения. Забрались в щёлочки, скважины коры, в трещины стен и заборов бабочки, мухи, комары, жуки. Муравьи закупорили все ворота, все входы-выходы своего высокого стовратного города. Забрались в самую глубину его, жмутся там в кучи, потесней, - застывают так.
Голодно становится, голодно! … Скрылись бабочки, мухи, комары, - и нечего стало есть летучим мышам. Они прячутся в дупла, в пещеры, под крышу на чердаках. Повисают там вниз головой, прицепившись за что-нибудь коготками задних лапок. Запахиваются, как плащом, своими крыльями – засыпают. Скрылись лягушки, жабы, ящерицы, змеи».

Учитель: Прочитаешь такие строки и хочется с головой спрятаться под одеяло. А куда все-таки скрылись лягушки, жабы, ящерицы, змеи?
Дети: Эти животные проводят зиму в спячке.
- Почему эти животные не могут вести зимой активный образ жизни?
Дети: Температура их тела зависит от температуры окружающей среды. Для них нет корма. Это холоднокровные животные.
СЛАЙД «ЖИВОТНЫЕ ЗИМОЙ»
- Рассмотрите рисунок в учебнике на с. 83. На какие группы их можно разделить?
Дети: Животные, которые впадают в спячку и животные, которые ведут активный образ жизни.
- Перечислите животных каждой группы.
Дети: Первая группа – медведь, барсук, ёж. Вторая группа – заяц, лиса, лось, кабан.
СЛАЙД «ЖИВОТНЫЕ, ВПАДАЮЩИЕ В СПЯЧКУ»
- Почему животных первой группы заботливая Природа укладывает зимой спать? Обоснуйте свой ответ, опираясь на свои исследования, которые вы провели, когда изучали животных лесной зоны.
Дети: Ёж питается насекомыми, ящерицами, змеями, а их зимой в лесу нет. Для барсука и медведя также нет пищи в зимнем лесу, поэтому с осени они отъедаются, а всю зиму спят.
- Говорят, что зимой медведь в берлоге лапу сосёт. Так ли это? Давайте послушаем тех, кто готовил сообщение о медведе.
На самом деле со ступней медведя сходит старая грубая кожа, а молодая нежная нуждается в согревании. Поэтому медведь и облизывает подошвы горячим языком, причмокивая в это время губами. Вот и кажется, что он сосет лапу.
- Сейчас по телевидению все чаще можно услышать сообщения о том, что медведи слишком близко подходят к жилью человека, а иногда нападают на домашних животных – лошадей и коров. Почему, ведь уже середина декабря, медведи должны спать?
Дети: Зима в этом году выдалась теплая. Медведи не могут залечь в берлогу.
СЛАЙД «МЕДВЕДЬ-ШАТУН»
- Как называют медведя, который не спит зимой, а бродит по лесу?
Дети: Такого медведя называют медведь-шатун.
СЛАЙД «ЗИМНИЙ ЛЕС»
Учитель: В любом путешествии нужно соблюдать правила, которые помогают обеспечить безопасность жизнедеятельности. В зимнем лесу есть опасность получить обморожение.
СЛАЙДЫ «КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПРИ ОБМОРОЖЕНИИ»
• Если вы увидели, что у вашего товарища резко побелела кожа щёк, ушей, носа, если у вас самих побелели пальцы рук, а ноги перестали чувствовать боль, нужно срочно принимать меры.
• Сухой варежкой или рукой круговыми движениями разотрите обмороженные места, пока они не порозовеют. Снегом не трите – можно поцарапать кожу.
• Если мёрзнут ноги – попрыгайте, побегайте, пока они не отогреются.
• Если обмороженное место нельзя отогреть на улице, бегите домой. Дома отогрейте его тёплой, но не горячей водой, осторожно оботрите мягким полотенцем.
• Обязательно выпейте горячего чая.
Учитель: Согрелись? Продолжаем наше исследование.
СЛАЙД «ЖИВОТНЫЕ, ВЕДУЩИЕ ЗИМОЙ АКТИВНЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ»
- Что общего между животными второй группы?
Дети: Они зимой ведут активный образ жизни.
- Почему эти животные активны зимой?
Дети: Для них и зимой в лесу есть пища.
- Расскажите, чем питаются эти животные?
- В какие зимы дикие травоядные животные : лоси, олени, кабаны – нуждаются в помощи человека?
Дети: Когда выпадает много снега, животным трудно добывать сухую траву из-под снега.
- Как люди могут помочь этим животным?
(Лесники оставляют сено на специальных подкормочных площадках)
СЛАЙД «ОЛЕНЬ»
- Как может нарушить природное равновесие гибель оленей?
СЛАЙД «ЦЕПИ ПИТАНИЯ»
СЛЙД «БЕЛКА»
- А к какой группе животных можно отнести белку?
Дети: Белка зимой ведет активный образ жизни, но делает запасы.
- Да, и зимой жизнь в лесу не замирает. Но увидеть ее может только очень наблюдательный человек. Лесники и опытные охотники могут многое узнать о животном, читая его следы, оставленные на снегу. Об этом Г. Скребицкий пишет так(чтение детьми текста учебника с. 85, 5 абзац)

Под деревьями Зима расписала весь снег узорами разных следов и следочков….
СЛАЙД «ПОХОД СЛЕДОПЫТОВ»

- Посмотрите на изображения некоторых следов и попробуйте догадаться, кому какой принадлежит.

СЛАЙДЫ с изображением следов зайца, лисы, медведя, лесных птиц.

- Как вы думаете, почему на отпечатке заячьих следов задние лапы оказались впереди?
Дети: В прыжке заяц задние лапы выбрасывает вперед, а передние остаются сзади.

3. ИТОГ УРОКА

- Наше путешествие по зимнему лесу подошло к концу. Что можно вписать в наш «Дневник исследователя»?
-Что интересного вы узнали сегодня на уроке? Какое открытие сделали?
- О чем вам хотелось бы поговорить на следующем уроке?

Автор: Руссова Елена Николаевна

 

Редакция сайта не несет ответственности за содержание статьи в данном разделе.

 

 

Версия для печати

 

Добавить статью

Назад к списку статей

  • Комментарии
  • Всего комментариев — 1
    Средняя оценка — 1.25
Елена Николаевна. Спасибо. Хороший урок.Презентация не прилагается?



  • Актуальное
31 декабря 2014 года завершается акция по предоставлению бесплатного доступа к электронным учебникам для начальной школы по системе развивающего обучения Л.В. Занкова, размещенным в информационной системе «Электронное образование в Республике Татарстан»
2014-12-19  
Подробнее
К учебнику «Русский язык. 4 класс» (авт. Н.В. Нечаева, С.Г. Яковлева), содержание которого соответствует требованиям ФГОС НОО, выпущена рабочая тетрадь по русскому языку, 4 класс, в 4 частях (авт. Н.В. Нечаева, Н.Е. Воскресенская)
2014-08-11  
Нечаева Н. В., Воскресенская Н. Е. Подробнее
По многочисленным просьбам учителей собираем в одной статье документы, которые будут необходимы учителю для отстаивания своего права работать по учебникам Издательского дома «Федоров»
2014-07-07  
Подробнее
Курсы

Занковские чтения

Конкурсы

Марафон

Журнал "Практика образования"

Интернет-магазин

Обмен опытом

Мультимедиа

Внимание!

Обо всех замеченных ошибках просьба сообщать администратору сайта, на почту

Для корректного отображения сайта просьба использовать браузеры Mozilla Firefox 3 и выше, Opera 9 и выше, Chrome, Internet Explorer 7 и выше.

Сохраним для школы учебники системы Л.В. Занкова!
Написать письмо На главную Карта сайта Помощь

АВТОРИЗАЦИЯ

e-mail

пароль



Забыли пароль?